Протокол № 1
заседания методического объединения учителей начальных классов
от 28.08.2020
Организация образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году
Руководитель методического объединения– Тимникевич И.С.
Присутствовали – 11 чел. (список прилагается)
Приглашенные – заместитель директора по учебной работе Мешкуть М.В.
заместитель директора по методической работе-Товстик А.Ю.
Повестка дня
1.Объявление и корректировка плана работы методического объединения учителей начальных классов на 2020/2021 учебный год.
2.Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году
3. Анализ результатов работы методического объединения учителей начальных классов в 2019/2020 учебном году.
4.Инструктаж по ведению школьной документации
1.Слушали:
Информацию руководителя МО Тимникевич И.С. о перспективах работы
методического объединения учителей начальных классов на 2020/2021 учебный год.
Выступила заместитель директора по методической работе Товстик А.Ю.
2. Слушали :
Современное нормативное правовое, научно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2020/2021 учебном году:
Информация руководителя МО Тимникевич И.С.
Решили:
2.1 Каждому педагогу тщательно изучить правовые акты и инструктивно-методические письма Министерства образования «Начальная школа», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования», которые реализуют образовательные программы общего среднего образования;
Срок исполнения- до 31.08.2020
2.2 Использовать в организации образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования учебники и учебные пособия в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий в 2020/2021 учебном году.
2.3 Широко использовать в проведении учебных занятий возможности национального образовательного портала; электронные образовательные ресурсы,
Срок исполнения – постоянно
Голосовали: «за» 11 человек
«против» 0 человек
«воздержались» 0 человек
3. Слушали:
Анализ результатов работы методического объединения учителей начальных классов в 2019/2020 учебном году. Планирование работы на 2020/2021 учебный год.
Информация руководителя методического объединения в 2019/2020 учебном году Тимникевич И.С. (приложение)
Решили:
1.Признать работу методического объединения учителей, воспитателей группы продленного дня, в 2019/2020 учебном году удовлетворительной
2. С учетом анализа работы МО за 2019/2020 учебный год и методических рекомендаций Министерства образования на 2020/ 2021 учебный год составить план работы МО и считать приоритетным следующее направление: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности.», которое отразится в тематике заседаний.
Срок исполнения – до 01.09.2020
Голосовали: «за» 11 человек
«против» 0 человек
«воздержались» 0 человек
4. Слушали:
Инструктаж по ведению школьной документации.
Информация заместителя директора по учебной работе Мешкуть М.В.
Решили:
Каждому педагогу при работе в новом 2020/2021 учебном году использовать программы, учебные пособия, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь, тетради на печатной основе использовать в учебном процессе по личному усмотрению каждого педагога.
Школьную документацию вести согласно требованиям.
Срок исполнения – 2020/2021 учебный год
Голосовали: «за» 11 человек
«против» 0 человек
«воздержались» 0 человек
Руководитель МО И.С.Тимникевич
Список
присутствующих на заседании
МО учителей начальных классов
28.08.2020
№ п/п
|
Фамилия Инициалы
|
Подпись
|
1
|
Бонадысева В.В.
|
|
2
|
Варивончик С.М.
|
|
3
|
Казмерчук М.А.
|
|
4
|
Козлова О.Г.
|
|
5
|
Лобунова П.В.
|
|
6
|
Олехнович И.Л.
|
|
7
|
Сикорская Ж.И.
|
|
8
|
Тимникевич И.С
|
|
9
|
Хмельницкая Л.С.
|
|
10
|
Чимбург И.В.
|
|
11
|
Яроцкая В.В.
|
|
Руководитель МО учителей
начальных классов И.С.Тимникевич
Приложение
к протоколу заседания методического объединения учителей начальных классов
28.08.2020 № 1
Анализ работы методического объединения
учителей начальных классов и воспитателей ГПД,
за 2019/2020 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Содержанием деятельности методического объединения (далее МО) учителей начальных классов и воспитателей ГПД являлось содействие созданию положительных условий для непрерывного образования участников МО, повышения их профессионального мастерства, обогащения и развития творческого потенциала каждого педагога.
Организация работы МО учителей начальных классов была связана с методической работой школы, учителя принимали активное участие в реализации этой темы. Вся работа учителей начальных классов имела практическую направленность и была ориентирована на повышение профессионализма учителей.
Методическая тема работы МО в 2019/2020 учебном году: «Развитие предметно-методических компетенций учителей начальных классов в условиях обновления содержания образования.».
Целью работы МО в текущем учебном году было совершенствование профессиональных компетенций, педагогического мастерства и творчества учителей для успешной реализации задач, стоящих перед современной школой. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
-актуализация и углубление предметных знаний учителей, совершенствование методики преподавания учебных предметов,
-овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями в условиях обновления содержания образования;
-включение учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов, воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий;
-организация методического сопровождения самообразования, обобщение и распространение педагогического опыта через посещение открытых уроков, участие в творческих мастерских, использовании современных технологий.
Методическое объединение учителей начальных классов в 2019-2020 учебном году представляли 16 человек:
11 учителей начальных классов: Яроцкая В.В., Бонадысева В.В., Иванова Т.А., Сикорская Ж.И., Чимбург И.В., Козлова О.Г., Тимникевич И.С., Варивончик С.М., Хмельницкая Л.С., Лобунова П.В., Вериго А.И.;, что составляет 69 % от общего числа участников МО,
4 воспитателя ГПД: Шимель С.А., Хмелевская А.П., Молочко Н.А.,
Юревич Н.П., что составляет 25 % от общего числа участников МО,
1 учитель музыки- Назарук И.А, что составляет 6 % от общего числа участников МО.
Имеют квалификационную категорию:
высшую категорию -8 человек( 50 %): Хмельницкая Л.С., Чимбург И.В., Назарук И.А., Иванова Т.А., Вериго А.И., Юревич Н.П., Варивончик С.М., Сикорская Ж.И.;
первую категорию - 2 человека (13 %) : Тимникевич И.С., Козлова О.Г.
вторую категорию -5 человек ( 31 % ): Яроцкая В.В., Бонадысева В.В., Молочко Н.А, Шимель С.А., Хмелевская А.П.;
без категории – 1 человек ( 6 % ) Лобунова П.В.
12 педагогов имеют высшее образование: Хмельницкая Л.С., Чимбург И.В., Назарук И.А., Тимникевич И.С., Козлова О.Г., Яроцкая В.В., Бонадысева В.В., Сикорская Ж.И., Варивончик С.М., Иванова Т.А., Вериго А.И., Лобунова П.В., Юревич Н.П.;
3 педагога имеют среднее специальное образование: Шимель С.А., Хмелевская А.П., Молочко Н.А.
Образование
Высшее
|
13 чел. (81 %)
|
среднее специальное
|
3 чел. (19 %)
|
Имеют педагогический стаж работы:
свыше 15 лет: Иванова Т.А., Сикорская Ж.И., Чимбург И.В., Шимель С.А., Варивончик С.М., Хмельницкая Л.С., Назарук И.А., Вериго А.И., Тимникевич И.С., Козлова О.Г., Юревич Н.П., Хмелевская А.П., Молочко Н.А.,
от 4 до 10 лет:. Яроцкая В.В., Бонадысева В.В.
от 1 до 3 лет: Лобунова П.В.
Педагогический стаж работы
Стаж работы
|
2019/2020 учебный год
|
от 1 до 3 лет
|
1чел. (6 %)
|
от 4 до 10 лет
|
2 чел. (13%)
|
свыше 15 лет
|
13 чел. (81 %)
|
Выбор тематики заседаний МО был обусловлен реализацией положений государственных нормативных правовых документов, влиянием современных тенденций в области образования, связью с тематикой педагогических советов учреждения общего среднего образования, результатами диагностики.
При планировании и проведении заседаний МО использовались различные формы: инструктивно-методическое совещание, семинар-практикум, методический диалог, круглый стол.
На протяжении 2019/2020 учебного года было проведено 5 заседаний. Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы.
Заседание 1 (август, 2019 г.)
Тема: Организация образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году.
Заседание 2 (ноябрь, 2019 г.)
Тема: Активизация учебной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями.
Заседание 3 ( декабрь ,2019)
Тема: Дифференцированный подход в преподавании литературного чтения в начальных классах.
Заседание 4 (апрель, 2020 г.)
Тема: Эффективность контрольно-оценочной деятельности на уроке как необходимое условие овладения учащимися начальных классов знаниями, умениями, навыками, приобретения опыта деятельности при оперировании ими (общие подходы, с учетом предметной специфики).
Заседание 5 (май, 2020 г.)
Тема: Рефлексия педагогической деятельности учителей начальных классов, эффективность самообразовательной деятельности педагогов в совершенствовании предметно-методических компетенций.
Итоги 2019/2020 учебного года - степень реализации цели и задач.
Заседания МО посещали все учителя, воспитатели ГПД. Они принимали активное участие в их подготовке и проведении: выступали с теоретическими вопросами, проводили для коллег показательные учебные занятия, делились опытом использования на занятиях активных и интерактивных методов, представляли свои лучшие мероприятия и др. Также были далеко не безразличны к выработке рекомендаций по итогам работы заседаний. Особой благодарности заслуживают следующие учителя: Козлова О.Г., Варивончик Л.С., Сикорская Ж.И., Лобунова П.В. В следующем учебном году необходимо учителям Бонадысевой В.В., Вериго А.И., воспитателям группы продлённого дня активнее принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в учреждении. Это примечательно отразится на саморазвитии каждого учителя.
Организация работы по теме самообразования являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения учебному предмету и повышения результативности. Для повышения теоретического уровня знаний педагогов была организована работа по самообразованию учителей. Каждый член МО работал по индивидуальному плану. На последнем заседании МО учителями был предоставлен творческий отчет по темам самообразования. На основании отчеты была создана электронная методическая копилка.
В 2019-2020 учебном году учителя проходили курсы повышения квалификации при МГИРО. ( Варивончик С.М., Тимникевич И.С., Яроцкая В.В.)
Обучение в 1-4 классах осуществлялось в соответствии с учебным планом и учебной программой. В достаточном количестве использовались часы факультативных занятий и были направлены на привитие у учащихся интереса к изучению отдельных учебных предметов. Учителя начальных классов работают по программам факультативных курсов, рекомендованным или допущенным Министерством образования.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа по учебным предметам. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на учебных занятиях; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-практические конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, праздники, конкурсы, предметные недели.
На протяжении всего учебного года учащиеся начальных классов принимали участие в республиканских конкурсах: «Инфомышка», «Колосок», «Буслик», «Журавлик», «Кенгуру», «Лингвистёнок», «Олимпионок».
В соответствии с годовым планированием2019/2020 учебного года учащиеся 1-4 классов принимали участие в предметной неделе. Неделя показала возможности учащихся, возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость их профессионализма.
В проведении предметной недели приняли активное участие учителя, воспитатели ГПД, учащиеся 1 – 4 классов, родители. Следует отметить высокую активность каждого участника при подготовке предметных недель.
При проведении предметных недель использовались разнообразные формы работы с учащимися: путешествия, соревнования, конкурсы плакатов и рисунков, конкурсы сочинений и чтецов, ярмарки.
Многие учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствовало развитию творчества самого учителя, его осознанию своего вида деятельности. Учащиеся показали хорошие знания по предметам, умения применять знания в различных ситуациях, взаимовыручку, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызвали большой интерес учащихся, значительно увеличив мотивацию к изучению предметов.
На закрытии недели учащиеся были поощрены грамотами и благодарностями за достигнутые успехи.
В течение учебного года учителя начальных классов принимали активное участие в школьных мероприятиях. Выступали на педсоветах, семинарах. Членами МО давались открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Оценивая степень удовлетворенности учителей методической работой в объединении, можно сказать, что большая часть из них удовлетворено методической работой в МО, качеством методической помощи, которая оказывалась им, а также доброжелательность отношений между коллегами. Удовлетворенность совместной работой респонденты оценили таким образом: темы заседаний МО актуальные и значимые (100% учителей МО); методические материалы, полученные на заседаниях МО, интересные и полезные (100%); заседании МО позволяют обмениваться опытом (90%);
формы проведения МО были эффективными (96%); участие в смотрах-конкурсах и различных мероприятиях дает возможность учителям проявить себя (90%); у учителей положительная мотивация к посещению заседаний МО (96%); на заседаниях МО создан хороший микроклимат (100%). Вместе с тем, учителя предлагают обратить более пристальное внимание на такие аспекты работы, как использование ИКТ на учебных занятиях; использование ЭСО; организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, богатый иллюстративный материал. В кабинетах так же имеются карточки для индивидуальной работы, что позволяет вести дифференцированное обучение, способствует гуманизации образовательного процесса. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
-недостаточная взаимопосещаемость педагогов начальной школы;
-недостаточный уровень внедрения учителями на уроке современных образовательных технологий
Выводы и рекомендации:
-работу МО учителей начальных классов, воспитателей ГПД, учителя-дефектолога учителя считать удовлетворительной;
-МО учителей начальных классов и воспитателей ГПД реализовало задачи, поставленные в 2019/2020 учебном году;
-каждому члену МО продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя, по повышению эффективности и качества образования в начальной школе, изучению и внедрению передового педагогического опыта и новых технологий обучения;
-создавать условия эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса;
-внедрять в практику работы всех учителей МО современные образовательные технологии, направленные на формирование компетентностей учащихся;
-более широко применять информационные технологии для развития познавательной активности и творческих способностей учащихся;
продолжить внедрение исследовательских технологий через проектную деятельность.
Руководитель МО
Примечание
1. Наименование вышестоящей организации указывается в точном соответствии с Уставом
Управление по образованию
администрации Первомайского
района г.Минска
2. В соответствии с пунктом 81 Инструкции по делопроизводству «Реквизиты документа отделяют друг от друга полуторным межстрочным интервалом. Допускается реквизиты документа отделять друг от друга пробельной строкой, равной размеру шрифта реквизитов»
(в ред. постановления Минюста от 18.08.2017 N 167)
3. В соответствии с пунктом 82 Инструкции по делопроизводству максимальная длина строки реквизита «Наименование организации», «наименование вида заседания» не должна превышать 73мм
4. Запись конкретного вида заседания размещается слева и занимает не более 5 строк
заседания методического
объединения учителей
русского языка и литературы
В соответствии с пунктом 86 Инструкции по делопроизводству если заголовок к тексту превышает 5 строк, его допускается продлевать до 120 мм от границы левого поля.
5. Решения по каждому вопросу должны быть конкретными.
По каждому вопросу формулируется соответствующий конкретный пункт решения. Каждый пункт решения четко определяет содержание предстоящей работы, сроки исполнения и ответственных лиц за исполнение.
Последовательность записи: Кому, что сделать, срок исполнения
Решения, которые невозможно проконтролировать (актуализировать, усилить, развить, и т.д.), в протокол НЕ включать!!!
Формулировка решения «принять к сведению» используется в исключительных случаях, когда заслушиваются вопросы о содержании документа
6. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ запись
Голосовали: «за» … человек
«против» … человек
«воздержались» … человек
Фраза «Принято единогласно» НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ!!!
7. В соответствии с пунктом 56 Инструкции по делопроизводству при наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами
Приложение: 1. на 3л. в 1 экз.
2. на 5л. в 1 экз.
8. Каждое последующее заседание РМО, как правило, начинается с вопроса «О выполнении решений заседания РМО от….№ »
9. Количество присутствующих на заседании РМО до 15 человек оформляется в алфавитном порядке в строку с указанием фамилии и инициалов (Авраменко К.С., …, Ягудин М.А.)
10. Разметка страницы
Поля обычные:
Верхнее – не менее 2 см……………….Нижнее – не менее 2 см
Левое – 3 см……………………………Правое – не менее 0,8 см
Интервал – одинарный
Расстановка переносов не ставится
Выравнивание – по ширине
Количество пробелов – использовать функцию «Скрытые символы форматирования»
Шрифт – TimesNewRoman, 14 (не жирный по всему тексту)
11. В соответствии с пунктом 91 Инструкции по делопроизводству при оформлении документа на двух или более листах второй и последующие листы должны быть пронумерованы. Первый лист не нумеруется. Новый лист документа не допускается начинать последней неполной строкой абзаца.
Примерные формулировки для РЕШЕНИЙ заседаний РМО
Подготовить модель учебного занятия (фрагмента)…
Разработать систему учебных занятий (проект) по теме «…»…
Составить банк литературных источников (электронных ресурсов) по теме…
Составить опорные схемы (памятки, логико-смысловые модели, графические изображения т.д.)…
Создать банк приемов для развития у учащихся …
Создать банк эвристических заданий…
Составить алгоритм выполнения кратковременного проекта…………..
Составить для учителей памятку «…»
Принять участие в декаде открытых учебных занятий в рамках….
Посетить учебные занятия, проводимые в рамках конкурса…
Использовать на учебных занятиях…
Провести мастер-класс для педагогов по теме «…»
Разработать для учителей алгоритм работы по развитию коммуникативных УУД…
Использовать приёмы кардово-маркерной дидактической системы обучения английскому языку в работе с одаренными учащимися…
Обобщить и представить собственный педагогический опыт…
Обсудить на заседании школьных МО полученную информацию…
Апробировать компетентностно-ориентированные задания на учебных занятиях…
Провести обмен опытом среди участников заседания РМО по теме «…»
Разработать совместно с ….
Провести дуэт-уроки с начинающими педагогами в учреждениях образования…
Разработать сценарный план учебного занятия с использованием…
Разработать сценарий внеклассного мероприятия по учебному предмету…
Подготовить брошюру…
Разместить на сайте (блоге)…
Представить презентацию результатов работы по самообразованию…